Саперы ОМОНа срывают планы террористов

На базе курского ОМОНа 11 лет назад появилось инженерно-техническое отделение. Иными словами – саперы. Их основная работа проходила и проходит на Северном Кавказе. Их жизнь – постоянные командировки, где каждый день начинается с одной и той же игры – игры со смертью.
Полное обмундирование сапера весит около 40 килограммов!
Полное обмундирование сапера весит около 40 килограммов!
В лагере боевиков
Во времЯ второй чеченской войны группа саперов курского ОМОНа вместе со спецслужбами отправилась в горы на территорию Ингушетии. По оперативной информации там располагался лагерь боевиков. Разделились на три. Первая группа вышла на хорошо замаскированную базу, где без труда могло бы разместиться около 200 боевиков. По словам взрывотехника Сергея (фамилии бойцы просили не называть), участвовавшего в операции, это место невозможно просмотреть ни с соседних гор, ни с воздуха, хотя известно, что подобные укрепления всегда располагаются где-то близ реки. Сначала на подступах к лагерю заметили огневые точки, когда вошли в сам лагерь, там никого не было. Осталось оружие, экипировка, личные вещи бандитов и столько боеприпасов, что хватило бы подготовить не один теракт. На территории базы располагалось несколько подземных построек, в том числе зиндан, где содержат военнопленных. Склады боеприпасов саперы заминировали и взорвали. Границы базового лагеря обозначили дымами и по рации вызвали авиацию. Она и «разнесла» остатки лагеря бомбами. На обратном пути одна из групп попала в засаду. Из боя вышли всего с тремя ранеными, уничтожив десять «духов».
Полкило взрывчатки в руках
Часто на границе Чечни и Ингушетии саперы находят радиоуправляемые фугасы. Однажды стало известно, что против сотрудников местного УФСБ в центре Назрани заложено подобное устройство. Для проверки выдвинулась группа курского ОМОНа. Сначала вышел кинолог со специально обученной собакой. Пес что-то учуял и сел, к нему отправился сапер, взяв в руки так называемый газоанализатор паров взрывчатых веществ. Когда приблизился, прибор начал «зашкаливать». Сапер ползком отправился назад. «Духи» не любят уходить ни с чем: если фугас обнаружен, стараются хотя бы подорвать тех, кто находится рядом с ним.
– Фугас лежал прямо на газоне перед жилым домом, – рассказывает начальник отделения Вадим. – Сообщаем местным жителям: у вас взрывчатка под окнами, а они лезут глазеть! С трудом разогнали, вывели людей из дома. Конечно, можно было бы положить сверху фугаса накладной снаряд и все взорвать. Но тогда от дома бы ничего не осталось – где людям жить?
По словам Вадима, заряд представлял собой две части, соединенные проводами. В одной стоял обычный аккумулятор от мотоцикла, радиостанция (с ее помощью устройство приводят в действие) и 500 граммов пластичного взрывчатого вещества. По цепи сигнал передается к другой части – основному снаряду. Сначала саперы с помощью «кошки» разъединили провода. Вадиму пришлось брать полкилограмма взрывчатки, как говорится, голыми руками. Ее перенесли в безлюдное место и уничтожили. «Я думал, меня на ионы разнесет», – улыбается омоновец.
В Чечне миноискатель не поможет
То, Что сейЧас происходит в Чечне, наши собеседники назвали «охотой за саперами»: одни минируют, другие находят взрывчатку. Обычно, когда обезвреживают фугас, выключают все радиоприемники и мобильные телефоны: случайная радиоволна может привести заряд в действие. Однажды при разминировании один из саперов обнаружил, что на его голове нет каски. Он потихоньку включил рацию: «вдруг кто-нибудь на базе не выключил тоже и принесет каску». Каково было его удивление, когда он понял, что на базе его действительно слышат! Обалдев от изумления, омоновец не нашел ничего лучше, как рявкнуть в рацию: «Проверить вас решил: почему не выключаем?!»
Чтобы найти взрывчатку, курские саперы используют миноискатель, детектор паров ВВ МО-2 и обычный щуп. Хотя миноискатель хорош только для Курска, но не для чеченской земли, где каждый сантиметр буквально «напичкан» осколками гранат и кусками колючей проволоки. Лучше всего работать с собакой, которая, обнаружив взрывное устройство, садится рядом. Сейчас в подразделении «служат» два четвероногих «сапера». Их берегут, но защитить от опасности иногда не в состоянии. Кинолог Сергей Зверев выехал с ротвейлером Диком в Надтеречный район Чечни. Пес причинил немало «бед» боевикам. Но для Дика командировка стала последней – хорошо обученную собаку отравили.
«Нам необходима опасность»
СейЧас в инженерно-техническом отделении служат восемь человек: инженеры, взрывотехники, кинологи. Практически все имеют боевые награды. За эти годы в отделении случилась одна трагическая потеря: о майоре милиции Алексее Бутове, погибшем в Чечне, вспоминают до сих пор как о непревзойденном профессионале. На его счету около 110 обезвреженных взрывных устройств.
Время от времени куряне работают и в Курске. Этим летом на празднование юбилея Серафима Саровского они проверяли улицы и храмы. Не обошлось и без смешных случаев. Одна бдительная старушка предложила «обезвредить» непонятный жестяной предмет, лежащий на тротуаре. Предмет оказался раздувшейся банкой с консервами. А на прошедшем в выходные крестном ходе саперы несколько озадачили горожан своим внешним видом. Недавно им выдали новый защитный костюм, который надевают в случае подозрения на теракт. Куртка, брюки сделаны из специального материала – кевлара, который гасит энергию взрыва. Плюс бронежилет и шлем с пуленепробиваемым защитным стеклом. Полностью обмундирование весит около 40 килограммов!
И все же саперы жалеют о том, что не хватает практики. «Нам необходима опасность, – говорят они, – Иначе можно потерять навык. А мы ошибаться не имеем права».

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Москва - 400. Что это за адрес.

Группа «Север» 131-я омсбр, 81-я мсп и 276-й мсп .Первая Чеченская Война, начало.

3-я мотострелковая дивизия в Чечне, ее состав.